Главная               Интересно показывать также ошибки и недостатки          Статьи

 

- Насколько мне известно, Вы захотели сыграть Анну Каренину, когда прочитали впервые этот роман Льва Толстого в 18 лет. Интересно, почему эта героиня так вас заинтриговала?

- Прежде всего, оттого, что это очень интересная и сложная личность. Как актрису меня привлекает возможность погружения в жизнь другого человека, изучение разнообразных граней его личности. Я никогда не осуждала Анну. Я не осуждала тот выбор, который она сделала. Да, она бросила дом и мужа, но это не значит, что она бросила своего ребенка. Она ведь пытается его навещать. Мне кажется, что Анна верит, что когда-нибудь она снова сможет быть со своим ребенком.

 

- Не является ли эта вера попыткой самооправдания?

  - Возможно.

 

  Но ведь человеческая природа основывается на надежде. Когда человек сам признает, что он достоин осуждения, он тем самым признает свое поражение. Жизнь без цели - далекой ли, близкой - становится ужасно бессмысленной. Необходимо верить в смысл своего существования, в свои возможности, нужно верить в самого себя. Для меня Анна не является пессимисткой. Дело принимает для нее дурной оборот, но она все равно верит, что ей удастся решить все проблемы. Она верила, что окружавшие ее люди однажды поймут, что она не хотела идти наперекор своей воле. Сейчас я рассуждаю, видимо, немного иначе, чем тогда, когда читала этот роман впервые. Сейчас я сама уже мать и я знаю, что никогда не брошу своего ребенка ради кого бы то ни было. Но моему сыну сейчас только два года, а Сереже, сыну Анны, было почти девять. А ведь Анна стремилась дать ему многое - воспитание, образование и, прежде всего, любовь. Она действительно любит своего сына и не считает, что ей следует доказывать это или оправдываться. Толстой показывает, что у Анны с сыном чудесные отношения. Она могла быть откровенна со своим ребенком. Она могла сказать ему: мое место рядом с другим мужчиной, а не с твоим отцом.

 

  - Тема любви красной нитью проходит через большинство Ваших фильмов.

  - В большей или меньшей степени, это тема большинства фильмов вообще.

 

  Это главный мотив жизни каждого из нас. Эта любовь не обязательно должна быть дикой, трагичной, изменчивой. Мне нравится узнавать истории любви простых людей. Я обожала слушать, как встретились и полюбили друг друга мои родители, мои дедушки и бабушки. У каждого есть своя собственная история, и каждая из этих историй необыкновенно занимательна. Карьера, работа, искусство - конечно, все это важно. Но, так или иначе, все сводится к любви. Одинокий человек теряет истинный смысл жизни.

 

  - Вы как-то сказали, что за тот образ современной женщины, который сложился у нас благодаря кино, женщины должны винить только самих себя. Вы тогда имели в виду фильмы типа "Голый инстинкт" Пола Верховена, где женщина является лишь олицетворением эротических фантазий мужчины. Вы и сейчас так считаете? Может быть, образ женщины в кино изменился?

  - Действительно, я еще не видела в кино правдоподобного, правдивого портрета современной женщины. Может, оттого, что я редко хожу в кино.

 

  Так что, какой из меня судья? Я редко хожу в кино, потому что больше не чувствую такой необходимости - кино уже не может научить меня чему-то новому, показать мне что-то, чего я еще не видела. А очень хотелось бы увидеть удачные попытки изображения современной женщины, понять, в чем заключается ее исключительность, ее феномен. Я читала много сценариев. Я бы очень хотела играть современные роли, потому что несколько последних моих фильмов были исключительно костюмированными картинами на исторические темы. Так получилось оттого, что мне не встречались интересные роли современных женщин. Я могла бы сыграть и в "Голом инстинкте". Я ничего не имею против провокации, но только при условии, что она служит чему-то большему, нежели исключительно коммерческим целям. Она должна показать мне что-то новое в человеческой натуре, должна помогать ломать стереотипы. А в "Голом инстинкте" были только карикатуры на современных женщин.

 

  - Два года тому назад Вы впервые выступили в роли режиссера и поставили десятиминутный фильм "Рассвет наизнанку". Это тоже была история любви. Почему Вы решили сделать короткометражный фильм?

  - Я написала сценарий этого фильма в течение одной ночи.

 

  Я узнала, что есть возможность написать сценарий для короткометражного фильма. Я также решила сама поставить этот фильм, потому что я была тогда беременна, и у меня было больше свободного времени. 

 

  - Вы не планируете снова заняться режиссурой, поставить на этот раз полнометражный фильм? Может, по собственному сценарию?

  - Не так-то легко написать свой сценарий.

 

  Проще сделать сценарий для короткого фильма. Там не так важна писательская дисциплина, можно позволить себе более абстрактное мышление. Совсем иначе дело обстоит с полнометражными фильмами. Сценарий должен быть написан в соответствии с определенными требованиями. Меня больше интересуют мелочи, детали, чувства. Я люблю присматриваться к ним, анализировать, досконально разбирать. А поиск соответствующей структуры для сценария был бы для меня слишком нудным делом. Но мне бы хотелось еще как-нибудь попытать счастья в области режиссуры. Не очень хорошо ограничиваться чем-то одним. Необходимо развиваться. К тому же, режиссура не так уж далека от ремесла актера. Я хорошо знаю отдельные этапы создания фильмов. Я ведь выросла в кино. Ведь я играю в кино с тринадцати лет.

 

  - Вы написали повесть. Почему Вы назвали свою книгу "Лгунья"?

  - Я хотела найти новое значение для слова "ложь, обман".

 

  Я ненавижу ложь, испытываю отвращение к ней, стараюсь никогда не лгать. Но, в то же время, я всегда считала, что все может быть обманом, так как все можно представить по-разному, и в каждом случае это будет правда - все зависит от точки зрения. Дело тут в том, что через название я стремилась придать немного легкости моей книге, которая сама по себе не так уж легка. Я вовсе не хотела сказать, что я лгунья, но также не хотела, чтобы меня отождествляли с героиней повести. Верно, что она очень похожа на меня, и ее жизнь напоминает мою жизнь, но ведь это только повесть, художественный вымысел, а не моя биография. Вот откуда это название.

 

  - Когда следишь за развитием Вашей карьеры, то складывается впечатление, что переход от девочки-звезды до профессиональной актрисы был для вас очень легким. 

  - Может, так это выглядит со стороны, но на самом деле так не было. Многое для меня зависело от удачи.

 

  - От ролей и режиссеров, у которых Вы играли?

  - Не знаю и не хочу знать.

 

  Со счастьем всегда так - нужно работать на него, стремиться к нему, высматривать, идти ему навстречу. Счастье нужно заслужить. Конечно, это удается не всегда. Бывает, что человек всю жизнь стремится достичь чего-то, но это ему так и не удается, несмотря на огромные усилия. Да и ко мне счастье пришло не сразу. В моей жизни вообще не было ничего легкого или простого. Но это соответствует моей натуре. Я всегда чем-то поглощена, ненавижу зря терять время. Если у меня день проходит впустую, я чувствую себя виноватой.

 

  - Когда Вы получили Сезара, Вам даже еще не было шестнадцати лет…

  - И все только оттого, что в нужный момент я сыграла нужную роль у нужного режиссера. На этот успех повлияло столько разных факторов! Так что это вовсе даже не моя заслуга.

 

  - Вы несколько раз играли в фильмах Анджея Жулавского. Этот режиссер известен своей оригинальными и очень личными взглядами на многие вещи. Когда Вы работали с ним в качестве актрисы, вы ощущали полную свободу или же чувствовали себя только орудием в руках мастера?

  - Каким бы ни был режиссер, я всегда чувствую себя орудием и обычно не переношу этого.

 

  Часто из-за этого у меня возникают споры с режиссером, так как я либо не говорю ему вообще ничего, либо выкладываю все, что думаю. Конечно, многое зависит и от отношений с данным режиссером, но ведь у меня всегда есть на руках подписанный контракт, который вынуждает меня соглашаться с точкой зрения и мнениями другого человека. Однако нелегко бывает отдать себя целиком в чужие руки, позволить управлять собой. Я ведь не идиотка. Когда режиссер говорит мне что-нибудь, то мои актерские инстинкты сразу же говорят мне, верно он говорит или нет. Терпеть не могу, когда кто-то стремится навязать мне свою волю, свою точку зрения, а сам даже и не знает, чего он хочет. Но все равно хочет навязать мне свою волю, только оттого что он режиссер. И тогда я начинаю бунтовать. Мне легче бывает справиться с этим, когда взгляды режиссера являются конкретными и очень своеобразными. Именно так обстоит дело с фильмами Жулавского. В то же время Жулавский показывает актеров такими, какие они есть на самом деле. Он никогда не заставляет актера играть против своей истинной натуры. Некоторые могут даже почувствовать себя уязвимыми оттого, что он способен проникать так глубоко в душу человека, выявить чью-то истинную природу. Но я не беспокоюсь, потому что знаю, что даже он не сможет добраться до моих самых заветных тайн, что самые далекие уголки моей души останутся закрытыми даже для него. Именно это и делает наши с ним отношения такими интересными. 

 

  - Каким режиссером был Мел Гибсон?

  - Для меня Мел Гибсон всегда будет больше актером, чем режиссером.

 

  Трудно работать с режиссером, который еще и актер. Мел всегда требовал, чтобы я пробовала сыграть иначе, чем я сама хотела, и я долго не могла понять, почему его не устраивала моя собственная игра. В конце концов, я сообразила, что Мел хочет, чтобы я играла свою роль именно так, как бы он сыграл, будь он на моем месте. Именно в этом заключается основная сложность работы с режиссерами-актерами: они всегда хотят, чтобы ты сыграла роль так, как они сами бы это сделали. Съемки "Храброго сердца" были для меня несколько тоскливы - мы делали бессчетное количество дублей, а я хорошо видела, какой из них был лучшим. Но нет, надо снимать один дубль за другим, чтобы только поставить на своем.

 

  - А как проходили съемки "Анны Карениной"? Или у Вас были те же трудности?

  - Там было все совершенно иначе, потому что и режиссер был совсем другим человеком.

 

  Бернар Роуз - великолепный режиссер. Уже то, что он выбрал "Анну Каренину", показывает, что его интересует человеческая натура. Это может показаться неожиданным, ведь перед "Анной Карениной" он снял "Кэндимэна" - довольно странный фантастический фильм. 

 

  - И еще "Бессмертную возлюбленную", романтическую историю… 

  - Он также страстный любитель музыки.

 

  Тем не менее, в центре его интересов всегда оставался человек. "Анна Каренина" была для него идеальной темой. Ему удалось показать образ мышления Анны, ее женственность, а это было нелегко. Он наладил очень хорошие отношения с актерами. Он позволял мне играть так, как я считала нужным играть хорошую роль. Однако если я начинала отклоняться от нужного направления, он говорил мне об этом. Но он мне понравился не из-за того, что позволял мне играть так, как я сама хотела. Мне понравилось то, что он поверил в меня и дал мне это почувствовать. Это умный режиссер - в "Анне Карениной" главным было не столько руководство актерами, сколько подбор удачного актерского состава. Я считаю, что нельзя было лучше распределить актеров по ролям. Можно было спорить часами относительно отдельных сцен или нюансов игры - это уже зависело от самого романа, настолько глубокого, что каждый человек понимал его по-разному. Но когда речь идет о распределении ролей, то я полностью признаю его безошибочность.

 

  - Как обстоят дела с постановкой "Принцессы" Анджея Жулавского с Вами в главной роли?

  - Есть такие планы, но сейчас нелегко найти средства для постановки авторских фильмов, которые очень сложны для восприятия.

 

Не знаю, удастся ли нам реализовать этот проект. Мне бы очень хотелось этого, потому что в "Принцессе" есть очень красивая и современная роль женщины. Это тоже история любви (смеется). В фильме не будет сказано ничего нового о любви, но кое-что будет показано с оригинальной точки зрения. Жаль, что людям часто не нравится, когда какие-то хорошо известные явления показывают на необычный манер. В общем-то, Жулавский все время говорит об одном и том же. Большинство его фильмов представляют собой истории любви. Но то, как он говорит о любви, совершенно отличается от того, что принято говорить, а это шокирует людей. Они чувствуют себя оскорбленными. Они смотрят не на содержание, а на форму, а это верх глупости. 

 

  - Что Вы можете сказать о современном американском кино, особенно, о фильмах Квентина Тарантино и их многочисленных подражаниях?

  - Вероятно, Тарантино удалось преодолеть еще одну ступень в развитии кино.

 

  Сегодня уже не является проблемой сделать правильный фильм с точки зрения мастерства, техники. При современном уровне технологий каждый может это сделать. Труднее найти хороший сценарий. А Тарантино смог совсем по-другому взглянуть на то, как должна быть построена сюжетная линия, весь процесс изложения событий. В общем, он все перевернул с ног на голову. 

 

  - Вы бы сыграли у Тарантино?

  - Почему бы и нет.

 

  Женские роли в его фильмах вполне нормальны. В "Криминальном чтиве" мне больше всего понравилась новелла об Уоллисе и его жене. Роль жены очень небольшая, но она прекрасно задумана. Есть в ней что-то совершенно искреннее, простое, и в то же время очень умное.

 

  - Если бы появилась такая возможность, Вы бы хотели сделать себе карьеру в Голливуде?

  - Вероятно, да.

 

  Я актриса, мне бы хотелось получать больше предложений сыграть ту или иную роль. А современное кино - это кино американское. Мне неприятно это говорить, но это правда. Там не только ставят дорогостоящие и зрелищные фильмы, но и делают интересное независимое кино. Но карьера - это для меня не главное. Для меня важна только реализация моего призвания. Это почти религиозный обряд. А чтобы сделать карьеру, нужно верить в систему, которая опирается только на деньги. Я в это не верю. Вчера по телевизору показывали фильм с Ван Даммом. Это просто ужасно! Он вообще не умеет играть. Но зато он верит в систему звезд, карьеру, деньги. Поселился в Голливуде. Он даже забыл французский язык. Смешно было, когда он давал интервью французскому телевидению, то каждую минуту задумывался: "Как это сказать?" Но он сделал карьеру, потому что только о ней и думал. А я не такая. 

 

  - Если Ваш сын скажет когда-нибудь, что он хочет быть актером, как вы отреагируете на это? Вы будете его отговаривать от этого шага, или наоборот?

  - Не знаю.

 

  Все зависит от того, каким будет кино в это время. В данный момент кино вступило в ужасный период. Как, например, относятся к нему в Америке? Как к товару. Ведь ни один фильм не выйдет там на экраны, пока его не разрекламируют сорока различными способами. И потом, они стараются так сделать фильм, чтобы он всех удовлетворял, а это просто нереально. Сегодня кино ориентировано также на безупречность исполнения. А мне кажется, что было бы интересно показывать также ошибки и недостатки - тогда кино стало бы более человечным. 

 

  - Так что же это - конец кино или начало его новой эры?

  - Думаю, что это начало чего-то нового, чего-то совсем иного.

 

Фильм №11 (Ноябрь 1997)

Hosted by uCoz